Информационно-аналитический центр "СОВА" принял участие в ежегодной конференции ОБСЕ по человеческому измерению в Варшаве. На пленарном заседании сессии "Терпимость и недискриминация" 1 октября 2008 г. выступил директор Центра Александр Верховский.
Выступление А.Верховского
Уважаемый председатель, уважаемые участники конференции!
В своем выступлении я хотел бы уделить внимание наиболее актуальным рекомендациям для ОБСЕ и государств-участниц, которые, на наш взгляд, помогут улучшить ситуацию противодействия преступлениям на почве ненависти и языку вражды.
Для ОБСЕ, на наш взгляд, необходимо:
1. Создать более унифицированные руководящие принципы по государственному мониторингу проявлений расизма и дискриминации.
Конечно, различия в правовых системах и сложившихся практиках не позволяют достичь полной унификации и сделать, тем самым, нормы и достижения вполне сравнимыми. Но следует стремиться к тому, чтобы сравнение было возможным хотя бы по отдельным позициям. Это важно не потому, что нам нужен какой-то рейтинг стран, а потому что это позволит приблизиться к универсализации реализации прав человека.
2. Создать относительно унифицированную в масштабе ОБСЕ систему обучения общественных активистов в области расизма и дискриминации.
В неправительственном секторе есть уже много высококвалифицированных специалистов, но и поле для просвещения здесь еще очень велико, в частности, среди активистов этнических организаций и молодежных организаций. Традиции противодействия расизму и дискриминации в разных странах разные, но необходимо внедрять именно универсальные ценности и нормы прав человека и антидискриминации, которые приняты пока общественными активистами лишь в самых общих чертах.
3. Расширять практику тренингов для полиции, миграционных служб и т.д. по темам преступлений ненависти и дискриминации, в частности, по теме расово избирательного подхода (racial profiling). Помимо прочего, тренинги должны распространяться на сотрудников пресс-служб.
Полиция и другие правоохранительные органы - не только один из основных инструментов противодействия проявлениям расизма и дискриминации. Правоохранительные органы также во многих случаях - основной представитель государства для человека, поведение полиции воспринимается как сигнал со стороны государства, как норма, принимаемая обществом. В частности, пресс-службы полиции являются одним из основных источников негативной этнической стереотипизации для масс-медиа.
4. Обобщить уже имеющийся опыт работы национальных институтов по противодействию интолерантности и дискриминации (National Institutions to Combat Intolerance and Discrimination (NIADs)).
Такой обзор помог бы государствам-участникам, не имеющим своих NIADs, создать их, а имеющим - усовершенствовать их работу.
Для государств-участников ОБСЕ, на наш взгляд, необходимо:
1. Странам, не имеющим пока NIADs и/или национальные стратегии и планы действий в этой области, необходимо создать их.
Против создания NIADs выдвигается здравый, в целом, аргумент, что нельзя для решения каждой проблемы создавать новое учреждение и бесконечно перераспределять полномочия государственных органов. Но опыт показывает, что в рамках существующих государственных институтов трудно придать достаточный приоритет проблемам и правонарушениям, связанным с расизмом и дискриминацией.
2. Странам, не создавшим пока систему регистрации подозрения на мотив расизма и дискриминации при первичной фиксации преступлений и иных инцидентов, необходимо создать такую систему.
Регистрация такого подозрения на более поздних стадиях не всегда возможна, да и не всегда эти более поздние стадии вообще наступят без первоначального подозрения, если мы говорим о практике не криминальной дискриминации.