На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем данные вашего местоположения. Здесь вы можете узнать, как мы используем эти данные. Также наш сайт не предназначен для людей младше 18 лет. Вы даёте согласие на использование файлов cookies и подтверждаете, что вам не менее 18 лет?
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».
Руководитель Центра этнорелигиозных и политических исследований РАГС Александр Журавский считает, что законодательное закрепление статуса "традиционной религии" - вопрос прагматики, поскольку без "сохранения традиционного для страны национального и религиозного уклада" Россия не сможет остаться единым государством.
Критикуя новый приднестровский проект закона о религиозных организациях, диакон Андрей Кураев обращает внимание на то, что активная борьба с "сектами", поддержанная законодательной и судебной ветвями власти, опасна в перспективе и для самой РПЦ.
"Боюсь, - пишет он, - что в итоге мы инициируем и поддержим принятие таких актов, которые, поначалу ограничивая секты, потом возжелают свое действие распространить и на нас самих".
Портал "Государство и религия" опубликовал заключение к.ю.н. И.В. Понкина от 22 марта на предложения по изменению и дополнению Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", подготовленные возглавляемой А.Е. Себенцовым рабочей группой Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ (см. там же таблицу предложений от 1 марта к заседанию Комиссии 10 марта: части 1 и 2). По мнению И.В. Понкина, "оценить работу А.Е. Себенцова можно известной фразой М.М. Касьянова о том, что "гора родила мышь, хорошо хоть не таракана". Хотя по поводу последнего есть некоторые сомнения, изложенные ниже. В результате напряженной работы рабочей группы под его руководством в течение трех с половиной лет на свет появился удивительно невнятный документ, переполненный избыточными, некорректными или безграмотными формулировками, предлагаемыми в качестве норм".
На сайте "Единое Отечество" опубликована статья И.Агафонова "Возбуждение межрелигиозной розни как объект судебного преследования", отражающий, по утверждению представителей Союза православных граждан, официальную точку зрения СПГ.
В "Церковном вестнике" (N 23 (276)) опубликована статья православного публициста Анатолия Артемова "Радикальный ислам". По мнению автора, для борьбы с этим явлением российскими властями избрана абсолютно неэффективная тактика, исходящая из того, "что радикалы в исламской среде — это темные и необразованные личности, которых можно легко переубедить с помощью грамотно подобранных цитат из Корана, хадисов и речей авторитетных мусульманских лидеров", и "что терроризм с исламским лицом есть следствие чисто экономических и социальных причин, которые и надо устранять путем повышения уровня жизни в мусульманских республиках Северного Кавказа, а в перспективе — и во всем исламском мире". "Последователи ваххабизма, - пишет А. Артемов, - создали себе по-своему стройную и даже внутренне непротиворечивую идеологию, в связи с чем их надо не переубеждать, а лечить, причем желательно — шоковой терапией. Любые призывы жить дружно, не подкрепленные спецоперациями и точечными бомбометаниями, ничего, кроме смеха, у них не вызывают".
Сайт "Государство и религия в России" опубликовал подготовленное в июне 2003 г. Экспертное заключение Фонда развития парламентаризма в России на проекты федеральных законов "О традиционных религиозных организациях России" (авторы - В.У. Корниенко, В.А. Лисичкин и В.И. шандыбин, законопроект был внесен 12 мая 1999 г.) и "О социальном партнерстве государства и традиционных религиозных организаций в Российской Федерации" (автор - А.В. Чуев, законопроект был внесен 18 февраля 2003 г.). По мнению авторов заключения, "основа концепции обоих законопроектов - законодательное установление особого статуса отдельных религиозных организаций - противоречит установленным в Конституции РФ 1993 года принципам светского государства, отделения религиозных объединений от государства и их равенства перед законом (ч. 1 и 2 ст. 14 Конституции). Идея установления религиозных объединений с особым статусом и широким спектром взаимодействия с государством также не соответствует федеральному законодательству - в первую очередь, принятому на основе Конституции Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" (статья 4 этого закона устанавливает принципы последовательного отделения религиозных объединений от основных сфер государственной деятельности)".
14 ноября портал "Религия и СМИ" опубликовал интервью с редактором отдела политики "Еженедельного журнала" Светланой Солодовник. Она рассказала о принципах освещения религиозной тематики в "Еженедельном журнале" и ответила на ряд вопросов, касающихся проблем государственно-конфессиональных отношений в России. В частности, отвечая на вопрос о том, что такое "религиозный экстремизм" и существует ли он вообще, С. Солодовник сказала: "Да, существует. Но я бы скорее говорила о религиозном экстремизме не как общественном движении, а как об общественных настроениях.
Часть верующих действительно настроена достаточно агрессивно (я имею в виду православных верующих), но при этом надо сказать, что некоторая часть неверующих в свою очередь тоже настроена достаточно агрессивно. Существует взаимонепонимание между верующей и не верующей частями общества, потому что на верующего человека до сих пор средний неверующий смотрит как на аномалию".
26 октября сайт "Государство и религия в России" опубликовал отзыв директора Института государственно-конфессиональных отношений и права к.ю.н. И.В. Понкина на проект Концепции вероисповедной политики России, разработанный Историко-правовой комиссией РПЦ. По его мнению, этот проект "в значительной мере вобрал в себя удачные концептуальные идеи проекта Концепции государственной политики в сфере отношений между государством и религиозными объединениями, разработанного Институтом государственно-конфессиональных отношений и права и Главным управлением Министерства юстиции РФ по г.Москве в лице заместителя начальника Главного управления В.Н.Жбанкова", и потому "значительно отличается от чрезмерно перегруженного воинственно атеистической идеологией проекта кафедры религиоведения РАГС при Президенте РФ, отличаясь от религиоведческого, то есть неюридического, взгляда кафедры религиоведения на право и правоотношения неизмеримо более серьезным и профессиональным отношением к решаемой задаче". Тем не менее, это не означает, что у И.В. Понкина нет претензий к новому проекту.
На сайте Государство и религия в России опубликован проект Концепции вероисповедной политики России, подготовленный Историко-правовой комиссией РПЦ в апреле 2003 г. Отметим, что в мае вследствие известных решений Священного Синода тогдашний глава Историко-правовой комиссии митр. Мефодий оставил этот пост. Вместе с ним ушел из Комиссии и ее ответственный секретарь, кандидат юридических наук И.А. Куницын - собственно, автор данной концепции. Как сказано в документе, "Концепция учитывает необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях развития российской государственности, согласования общегосударственных интересов с интересами конфессий и отдельных религиозных объединений, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, налаживания их всестороннего сотрудничества".
7 марта 2004 г. опубликован несколько обновленный вариант концепции, сохранивший, однако, основные ее принципы в силе.