Новости по теме

Валиулла Якупов считает, что в Татарстане действует ваххабитское подполье

Первый заместитель муфтия Татарстана Валиулла Якупов утверждает, что в Татарстане за последние несколько лет "миссионерская активность ваххабитских проповедников... снизилась, но приняла, скорее, латентный характер". До сих пор, по словам В.Якупова, о деятельности различных групп, занимающихся пропагандой экстремистских идей (как правило, на частных собраниях, а не в мечетях), "неоднократно ставили в известность компетентные службы, но никаких мер не было принято". Собеседник "Русского курьера" выразил надежду, что "правоохранительные органы будут лучше смотреть за тенденциями в мусульманской среде".

Заместитель муфтия Татарстана полагает, что "ваххабизм" представляет опасность именно как привнесенная извне идеология, а не сам по себе, так же, как, например, католичество, органичное для Италии, но "не совсем уместное" в России. "Я считаю, что любую религиозную культуру нельзя экстраполировать на весь мир. Поэтому, когда осуждают Саудовскую Аравию с ее ваххабизмом, я не уверен: а может быть, для них это хорошо, это именно то, что этому народу нужно?", - сказал В.Якупов.

Комментарий: 13 сентября в "Независимой газете" была опубликована статья В. Якупова "Резерв террористов готовится внутри России", в которой он определил террористов как "секту салафитов-ваххабитов", "мусульманских фашистов" и высказался за "внедрение в общественное сознание" разделения "собственно ислама и его сектантской разновидности". Соответственно, действовать, по мнению В. Якупова, необходимо "в двух направлениях": "Селективное уничтожение - не боюсь этого слова - сектантских проявлений и одновременно государственная поддержка мусульманской ортодоксии". Прежде всего, пишет В. Якупов, государство должно обратить внимание на опыт мусульман Татарстана: "Уникальным явлением для всей мусульманской уммы являются мощные демократические традиции у татар-мусульман, чего нет более нигде в исламском мире. Во всем мире мусульманство назначаемо указами государства или правителя. У нас же иерархия строится снизу вверх, как строится гражданское общество. Сильные традиции самоуправления защищают мусульманскую общину от имама с авторитарными претензиями на исключительность и самоуправство. Мусульманская община с ее общинными ценностями не станет терпеть авторитарного лидера. Причем это не племенная общинность, как тейпы у чеченцев. Общину формируют прихожане вокруг мечети. Я уж не говорю о женском вопросе, который является тестом цивилизованности классического ислама, нашей продвинутости. Наши женщины никогда не носили чадру, но всегда участвовали в общественной жизни. А сегодня у нас сформировалось своеобразное женское духовенство. Повторюсь, татары шли к этому более десяти веков, наработали бесценный опыт, который при желании может помочь госчиновникам понять, почему у террора "мусульманское" лицо, и безотлагательно заняться решением проблемы".

30 сентября в ходе он-лайн конференции имам ДУМ Поволжья Мукаддас Бибарсов заявил: "Религиозная ситуация в Татарстане находится под контролем как правительства республики, так и духовного управления мусульман", и добавил при этом, что "если судить по отдельным фактам правонарушений в мусульманских регионах, то надо закрывать в России все школы и другие учебные заведения, где когда-то обучались преступники".

В то же время руководитель мухтасибата Набережных Челнов имам Альфас Гайфуллин резко осудил недавние публикации в некоторых СМИ, в которых утверждается, что в местном медресе "Йолдыз" готовят смертниц. Он назвал это "попыткой определенных лиц очернить Ислам", подчеркнув, что столь серьезные обвинения должны быть основаны на достоверных фактах.

Постнова В. Ваххабиты под носом у Шаймиева: Татарстан - реальный объект целенаправленной атаки доморощенных террористов // Там же. 22 сентября.
Ссылки на данную статью [1]