Молодежь натаскивают на идентичность

Мы публикуем комментарий Светланы Солодовник, посвященный молодежному форуму «Территория смыслов» и формированию новой российской идентичности.



Власть, уже некоторое время назад сделавшая ставку на архаизацию общества, кажется, готова наращивать усилия на этом направлении. Иногда сталкиваешься с вещами удивительными. Например, министр иностранных дел Сергей Лавров, выступая в конце прошлой недели на всероссийском молодежном образовательном форуме «Территория смыслов», организованном Федеральным агентством по делам молодежи совместно с Администрацией президента, втолковывал юному поколению, что разногласия вокруг Всеправославного собора вызваны попытками внести раскол в православный мир извне. «Реальная причина в том, что есть немало желающих вовне православного мира внести раскол, прежде всего используя кризис на Украине и антироссийскую риторику, для того, чтобы нанести ущерб позициям Русской православной церкви», — сказал он.

Оставим сейчас в стороне вопрос, насколько инвективы Лаврова соответствуют реальности (хотя обвинения в адрес «внешних врагов» очень странно звучат, когда Русская православная церковь, в полную меру участвовавшая в подготовке Собора и не имевшая содержательных претензий к вырабатываемым документам, вдруг в последний момент отказывается ехать на Крит, да еще, по свидетельству некоторых, других подговаривает на него не ехать). Интереснее аудитория, к которой обращены эти слова, — молодежь. Молодежь, особенно учащаяся молодежь, как известно, составляет ничтожную долю среди прихожан Русской православной церкви, несмотря на то, что в последние годы приток неофитов в церковь происходит в большой степени именно из молодежной среды. 

При этом нельзя сказать, что готовящийся Всеправославный собор и все с ним связанное вызывал особый интерес среди взрослых прихожан. Если не брать «ревнителей», которые готовы видеть угрозу в любых контактах с внешним миром, и людей, профессионально связанных с церковными делами, то церковный народ в массе своей отнесся ко всей этой соборной канители весьма равнодушно: ну, какое-то официозное сборище, на котором будут говорить много непонятных слов и принимать решения, к жизни прихожан, как им кажется, непосредственного отношения не имеющих. И все эти документы… Священников патриархия в последнее время заставляет читать принятые в 2000 году «Основы социальной концепции РПЦ», а то бы большинство из них до сих пор с этой концепцией не ознакомилось, что уж говорить о прихожанах! Да, на некоторых форумах и сайтах идет живое обсуждение документов, принимаемых Межсоборным присутствием Русской православной церкви, напрямую касающихся церковной жизни, но участвует в этом обсуждении число православных, не тянущих даже на статистическую погрешность. 

А тут молодежь — хорошо если с десяток человек, присутствующих на форуме, об этом Соборе хоть что-то слышали! Конечно, вода камень точит. Церковная миссия пробуксовывает, так почему бы с государственных трибун, уж коли других скреп пока не просматривается, не объяснить юному поколению, что такое «российская идентичность»? Возглавляет список, естественно, патриотизм, но в конце маячат межкультурный и межконфессиональный диалог плюс «формирование у молодежи традиционных семейных ценностей». Диалогу и «формированию» среди прочих содействовали заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе, муфтий Духовного управления мусульман г. Москвы и Центрального региона Альбир-Хазрат Крганов и заместитель главного раввина Москвы Шимон Левин. 

Вахтанг Кипшидзе сказал, что современный молодой человек должен чувствовать себя свободным, выбирать добро перед злом и верность перед предательством (знамо дело, в былые-то времена юношество совсем другому учили!): «Общество никогда не должно существовать в нейтралитете, и ни один атеист не может игнорировать религиозный фундамент своего государства», — заявил он.

Шимон Левин заверил участников панели, что именно религия позволяет экономике развиваться, государству функционировать, а человечеству — находиться в безопасности, наполняя его духовно.

Альбир-Хазрат Крганов, рассуждая о межрелигиозном диалоге с точки зрения ислама, сказал, что основная установка любой религии — любить творение Бога.

Как-то все «чудесатее» и «чудесатее» — у выступавших, судя по всему, начисто отшибло историческую память, да и адекватное восприятие дня нынешнего (это я про религию и безопасность). Поражает искусственность всех предлагаемых тому же юношеству конструкций. Можно, конечно, до поры до времени жить фикцией, можно даже сформировать бюрократический аппарат государства, где главным принципом будет клятва на верность православию (и чуть-чуть исламу, даже другие «традиционные» наверняка не выдержат конкуренции). Но куда заведет нас эта искусственная архаизация и что мы в результате получим — те же коррупционные схемы, якобы осененные Божией благодатью (ведь уже сейчас многие чиновники считают хорошим тоном заверять публику в своей православности)? 

Опросы Левада-Центра (февраль 2016 г.) говорят о том, что только 7% россиян считают, что российским властям следует руководствоваться в своих действиях религиозными убеждениями, — 26% решительно против такой ситуации (24% скорее за и 31% скорее против). Это, конечно, скорее свидетельствует о том, что граждане не хотят десекуляризации государства, к архаизации они при этом могут относиться по-разному. Но архаизации не бывает без десекуляризации, так что, в конечном итоге, вряд ли подобный курс может рассчитывать на реальную поддержку большинства населения. 


Ссылки на данную статью [1]