Ответственность за дискредитацию вооруженных сил и «фейки» ужесточили и распространили на информацию о добровольцах.
18 марта 2023 года Владимир Путин подписал законы, вносящие поправки в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. Второе чтение соответствующих законопроектов, напомним, состоялось 2 марта, а 14 марта 2023 года Госдума приняла их и в третьем чтении. 15 марта законы одобрил Совет Федерации.
Поправки к Уголовному кодексу были включены в законопроект, который изначально касался уточнения ответственности по статье 215.4 УК (незаконное проникновение на охраняемый объект) и ранее уже был принят в первом чтении.
Согласно закону, действие ст. 207.3 УК (публичное распространение заведомо ложной информации об использовании вооруженных сил и исполнении госорганами своих полномочий) и 280.3 УК (публичные действия, направленные на дискредитацию действий российских вооруженных сил и госорганов за рубежом) распространяется на добровольческие формирования, организации и лиц, содействующих выполнению задач, возложенных на вооруженные силы России.
Помимо этого, ответственность по ч. 1 ст. 207.3 УК была ужесточена: максимальное наказание по ней увеличилось с трех до пяти лет лишения свободы, по ч. 1 ст. 280.3 УК (повторная дискредитация вооруженных сил) — тоже с трех до пяти лет лишения свободы, а по ч. 2 ст. 280.3 УК (дискредитация армии, повлекшая смерть по неосторожности и (или) причинение вреда здоровью граждан, имуществу, массовые нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности) — с пяти до семи лет лишения свободы. Наказание по ч. 2 и ч. 3 ст. 207.3 УК осталось прежним — от пяти до десяти лет и от десяти до пятнадцати лет лишения свободы соответственно.
Поправки к Кодексу об административных правонарушениях были включены в законопроект, который изначально касался только ответственности СМИ за распространение инструкций по изготовлению боеприпасов. Ответственность по ст. 20.3.3 КоАП (публичные действия, направленные на дискредитацию использования вооруженных сил и госорганов в целях защиты интересов Российской Федерации) также теперь наступает не только за дискредитацию лиц, имеющих непосредственное отношение к российским вооруженным силам, но и в случае дискредитации добровольческих формирований, лиц и организаций, содействующих выполнению задач российской армии. Наказание по этой статье осталось прежним.
С нашей точки зрения, введение в законодательство запрета на дискредитацию действий российских вооруженных сил и госорганов за рубежом и появление статьи о «фейках» об армии явилось необоснованным ограничением права на свободу выражения мнения, призванным подавить критику политического курса властей, соответственно, расширение этого запрета и ужесточение наказания за его нарушение мы рассматриваем как новый шаг на этом пути.