Ранее на рассмотрение в Госдуму законопроект внес парламент Чечни.
21 июня 2023 года депутаты Государственной думы приняли в первом чтении законопроект № 285780-8 «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации». Поправки в законодательство инициировал парламент Чечни — 27 января 2023 года они были внесены на рассмотрение в Госдуму.
Изменения касаются подсудности и процедуры рассмотрения дел о признании материалов экстремистскими. Во-первых, рекомендуется передать такие дела судам субъектов федерации: верховным судам республик, областным и краевым судам, судам городов федерального значения, автономных областей и округов. В 2015 году с такой же инициативой в Госдуму обращалась группа депутатов, однако законопроект не был принят. На данный момент полномочия о признании материалов экстремистскими находится в компетенции районных судов.
Во-вторых, по мнению авторов законопроекта, к рассмотрению дел о признании материалов экстремистскими следует привлекать правообладателей, авторов произведений и (или) перевода, а если административный иск связан с материалами религиозного содержания, то на заседания также следует приглашать представителей централизованных религиозных организаций и специалистов по соответствующей религии. Предполагается, что это поспособствует всестороннему и объективному рассмотрение дел данной категории и позволит избежать ситуаций, когда экстремистскими признаются материалы, являющиеся частью народного, исторического, культурного и религиозного достояния.
Напомним, что в 2016 году Генпрокуратура передала подачу исков о признании материалов экстремистскими в ведение прокуратур субъектов федерации, и это заметно снизило темп роста Федерального списка экстремистских материалов (ФСЭМ) за счет уменьшения числа непродуманных и небрежно составленных исков. Вероятно, если рассмотрение подобных исков будет передано в ведение более компетентных судов, качество решений о запрете материалов может повыситься. Впрочем, проблемы с составом и использованием ФСЭМ сохранятся, поскольку, на наш взгляд, сам механизм признания материалов экстремистскими, основанный на их включении в единый список, неэффективен.
Мы поддерживаем идею привлечения правообладателей, авторов произведений и (или) перевода к рассмотрению дел о признании материалов экстремистскими, а также проведения религиоведческой экспертизы по некоторым из таких дел. Что касается приглашения представителей централизованных религиозных организаций на судебные процессы о признании религиозных материалов экстремистскими, следует иметь в виду, что там, где речь идет о материалах религиозного направления, к которому они принадлежат, это может быть уместно, в прочих случаях их мнение едва ли следует считать релевантным.