Общественная палата о законопроекте против экстремизма в интернете и финансах

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».
В декабре 2011 года Общественная палата РФ составила экспертное заключение в отношении законопроекта № 588894-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (по вопросу о противодействии экстремистской деятельности в Российской Федерации)".

В экспертном заключении подчеркивается, что "поддерживая предложенные изменения в части организационных основ противодействия экстремистской деятельности, Общественная палата РФ, считает, что другие предложения требуют более глубокой общественной и юридической проработки с точки зрения соблюдения основных прав и свобод, гарантированных гражданам Конституцией РФ".

Так, эксперты Общественной Палаты (ОП) полагают, что сегодня необходимо четче определить понятие экстремистской деятельности и критерии оценки материалов на предмет экстремизма, поскольку антиэкстремистское законодательство нередко толкуется вольно, и перечень относимых к экстремизму деяний чрезмерно широк. Следовало бы внести соответствующие изменения в Федеральный закон № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", а "до проведения конкретизации понятия экстремистской деятельности (экстремизма) и экстремистских материалов неоправданно включение термина "экстремистская деятельность" в нормы УК РФ и УПК РФ, как это предлагается авторами законопроекта".  Для нового законопроекта также надлежит четко прописать условия применения, чтобы не допустить использования его не по существу.

ОП указывает, что требует дополнительного обсуждения и проверки на соответствие положениям ст. 29 Конституции РФ, гарантирующей свободу мысли и слова, ужесточение уголовной ответственности по ст. 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности) и ст. 282 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) УК РФ за высказывания в интернете. Эксперты напоминают, что интернет не является СМИ и большая часть информации, размещенной в сети, имеет "частный, непубличный характер". Поэтому "введение в качестве квалифицирующего признака "использование информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (включая сеть "Интернет"), необоснованно".

В дополнительном обсуждении, с точки зрения ОП, нуждается и положения законопроекта, определяющие ведение Федерального списка экстремистских материалов. ОП еще раз подчеркивает, что отсутствуют четкие критерии отнесения материалов к экстремистским. Кроме того, эксперты обращают внимание на то, что поскольку в РФ не действует прецедентное право, суды не обязаны руководствоваться при принятии решения решениями других судов, а значит, возможен разнобой в признании материалов экстремистскими в регионах. Сомнительным представляется ОП и положение об исключении права на обжалование решения суда о включении материалов в Федеральный список.

Ссылки на данную статью [7]