Новости по теме

Госдума утвердила законопроект о статусе Георгиевской ленты

За Георгиевской лентой закрепляется статус символа воинской славы России.


14 декабря 2022 года Госдума приняла во втором чтении законопроект об уточнении правового статуса Георгиевской ленты, а 20 декабря утвердила его и в третьем чтении.

Этот законопроект внесли в апреле сенаторы Андрей Турчак и депутат Ольга Занко. В сентябре Дума приняла его в первом чтении.

Согласно принятому тексту законопроекта, Георгиевская лента представляет собой "ленту из чередующихся равношироких трех черных и двух оранжевых полос" и является "одним из символов воинской славы России". Органы власти могут использовать ее во время мероприятий, посвященных Дню Победы, Великой Отечественной войне в целом, "увековечиванию памяти российских воинов" и просто связанных с днями воинской славы России. Кроме того, Георгиевскую ленту можно будет использовать в мероприятиях, направленных на патриотическое и духовно-нравственное воспитание. Граждане, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации также смогут использовать ленту "исходя из необходимости обеспечения ее статуса как символа воинской славы России".

В законопроекте отдельно указано, что публичное осквернение Георгиевской ленты влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Речь идет об ответственности по чч. 3 и 4 ст. 354.1 УК для граждан, а также по ч. 4 ст. 13.15 КоАП, по которой наказывают средства массовой информации.

Отметим, что отсутствие законодательного закрепления правового статуса Георгиевской ленты до сих пор не мешало правоохранительным органам рассматривать ее как символ воинской славы. Так, один из известных нам случаев преследования по ч. 3 ст. 354.1 УК связан с использованием ленточки как символа участников конфликта на юго-востоке Украины. В других случаях видоизмененная ленточка использовалась как средство критики политического курса российских властей. На наш взгляд, в подобных контекстах она не может рассматриваться исключительно как символ победы в Великой Отечественной войне.

Напомним также, что мы выступали против введения в УК статьи 354.1 УК о реабилитации нацизма, поскольку считаем такую норму излишней. Уголовное преследование, на наш взгляд, может следовать за пропаганду насилия (в частности, геноцида), ненависти и дискриминации, однако все это уже запрещено другими нормами, которые защищают отдельных людей и групп лиц. Что же касается абстрактных объектов – дней воинской славы и памятных дат, а также символов воинской славы, – то неясно, почему ради их защиты от проявлений критики, даже крайних, людей следует подвергать уголовному преследованию. Напомним также, что в Замечании общего порядка № 34 к ст. 19 (свобода мнений и их выражения) Международного пакта о гражданских и политических правах Комитет ООН по правам человека выражает обеспокоенность в связи с законами о таких действиях, как, в частности, неуважение к флагу и символике.

Ссылки на данную статью [2]