30 марта 2015 года в Москве черкесским активистам были возвращены памятные ленты, выпущенные к 150-й годовщине окончания Русско-Кавказской войны. Экспертиза не выявила в содержащейся на них информации признаков экстремизма.
Напомним, в мае 2014 года Беслан Теуважев, активист организации "Адыгэхэм я дуней" ("Черкесский мир"), один из организаторов акции по изготовлению памятных лент к 150-й годовщине Русско-Кавказской войны, был задержан в Москве по пути из типографии, откуда он забирал памятные ленты, выпущенные ко дню годовщины. Под предлогом проверки "на экстремизм" у него были изъяты все имевшиеся у него ленты в количестве более 70 тысяч штук.
Как пояснял Теуважев в интервью "Кавказскому узлу" еще до задержания, акция в память о войне проводится ежегодно. "Последние два-три года в их дизайн изменения не вносились. Сами ленты зеленого цвета. На них указаны официальные даты начала и окончания Кавказской войны. На русском, английском, турецком, абазинском языках, а также и на двух диалектах черкесского языка написаны слова: "День памяти и скорби". Возможно, в этом году на лентах будет указано, что исполняется 150 лет со дня окончания войны", - рассказывал активист.
Почти год ушел у правоохранительных органов на то, чтобы провести экспертизу. Как установили эксперты, "смысловая нагрузка и смысловая направленность памятных лент – проинформировать о 150-летии окончания войны". По их мнению, в исследованном материале нет признаков "унижения какой-либо группы лиц или ее представителя; угрозы применения насилия, сопровождающей призывы к воспрепятствованию законной деятельности лица или группы лиц".
Как заявляет Теуважев, в этом году активисты также займутся распространением памятных лент: "Многие хотят получить именно эти ленты, так как они были выпущены в связи с 150-летней годовщиной окончания войны. Да и ажиотаж, поднявшийся с их изъятием, еще больше подогрел интерес к ним. Поэтому будут распространяться как прошлогодние ленты, так и ленты этого года выпуска".
Напомним, мы считаем изъятие всего выпуска продукции по подозрению в ее экстремистском характере неправомерным. Для проведения проверки вполне достаточно одного или нескольких экземпляров. Массовое изъятие продукции на неопределенный срок выглядит как один из способов сорвать ту или иную неугодную властям акцию.