10 июня 2010 года Центральный районный суд города Тольятти Самарской области вынес решение о признании книги "Основы веры в свете
Корана и сунны" (авторы Салих ас-Сухейми, Абд ар-Раззак аль Бадр, Ибрахим ар-Рухейли) экстремистским материалом. 30 июня ООО "Издатель Эжаев А.К." попросил суд отменить решение из-за его необоснованности и процессуальных нарушений.
Решение было вынесено на основании лингвистического исследования, проведенного 6 мая 2009 года Ольгой Николаевой из Института криминалистики Центра специальной техники ФСБ России, обнаруживщей в книге призывы "к осуществлению действий, направленных на возбуждение религиозной розни".
30 апреля 2010 года прокуратура Самарской области обратилась с иском о признании книги экстремистской. В заявлении приведены следующие цитаты, содержащие, по мнению прокуратуры, признаки возбуждения религиозной ненависти:
"Дружба и вражда - это требования единобожия. Мусульмане обязаны дружить и враждовать, любить и ненавидеть только ради Аллаха. Они должны любить мусульман и оказывать Им помощь, враждовать с неверующими, питать к ним ненависть, не иметь с ними ничего общего... В то же время с неверующими необходимо враждовать, и аяты предостерегают от близости с ними и от скверных последствий этого. Место дружбы и вражды в религии. Дружба с верующими и враждебность к неверующим занимает важное место в исламе. Это - самая надежная из уз веры. Такое отношение к окружающим укрепляет узы любви и дружбы между мусульманами и отделяет от врагов ислама" (с.249-250). "Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу" (с.249).
Издатель Эжаев в своем заявлении об отмене решения утверждает, что приведенная цитата была вырвана из контекста и приводит в доказательство следующий отрывок из той же главы книги:
"Разница между потворством и учтивым обхождением и их влияние на отношения с верующими и неверующими. Потворство – это прекращение призыва к одобряемому и удержания от порицаемого, лестная похвала неверующих и ослушников ради приобретения мирской выгоды, нежелание ревностно защищать религию тогда, когда мусульманин обязан поступать так. Примерами этого является общение с грешниками и неверующими; сопровождение их тогда, когда они ослушаются Аллаха и увязают в неверии; отказ от порицания их даже тогда, когда человек способен на это... Учтивое обхождение – это предотвращение зла и вреда посредством мягкого слова, отказа от грубости и удаления от того, кто способен причинить зло, если человек опасается его, или если это может подтолкнуть его к совершению еще большего зла, чем то, которое он уже совершает. Сюда относятся воздержание от грубости и доброе отношение к невежде во время обучения или к нечестивцу во время назидания, порицание его мягким словом или поступком, в особенности, если есть необходимость в склонении его на сторону ислама... Итак, Пророк учтиво обошелся с вошедшим к нему мужчиной, несмотря на то, что тот был скверным человеком. Он поступил так в интересах религии, и это значит, что учтивое обхождение не противоречит дружбе исключительно с правоверными, если в этом есть польза, например, предотвращение вреда, склонение к исламу, уменьшение или ослабление вреда... Еще одним примером этого является учтивое обхождение Пророка с лицемерами в Медине. Он поступал так, потому что опасался их зла и пытался склонить на сторону ислама их самих и остальных людей. Такое отношение отличается от потворства, которое запрещается, потому что в его основе лежит лживая лесть в адрес скверных людей не во благо религии, а ради мирской выгоды... Достоверные тексты указывают на то, что мусульманам разрешается иметь отношения с неверующими в мирских делах, например, вести с ними торговлю, сдавать что-либо в аренду им, арендовать что-либо у них, нанимать их на работу и даже просить их о помощи при необходимости, если это носит ограниченный характер и не может навредить исламу и мусульманам".
На наш взгляд, доводы издателя убедительны и книга была признана экстремистской неправомерно.
Решение было вынесено на основании лингвистического исследования, проведенного 6 мая 2009 года Ольгой Николаевой из Института криминалистики Центра специальной техники ФСБ России, обнаруживщей в книге призывы "к осуществлению действий, направленных на возбуждение религиозной розни".
30 апреля 2010 года прокуратура Самарской области обратилась с иском о признании книги экстремистской. В заявлении приведены следующие цитаты, содержащие, по мнению прокуратуры, признаки возбуждения религиозной ненависти:
"Дружба и вражда - это требования единобожия. Мусульмане обязаны дружить и враждовать, любить и ненавидеть только ради Аллаха. Они должны любить мусульман и оказывать Им помощь, враждовать с неверующими, питать к ним ненависть, не иметь с ними ничего общего... В то же время с неверующими необходимо враждовать, и аяты предостерегают от близости с ними и от скверных последствий этого. Место дружбы и вражды в религии. Дружба с верующими и враждебность к неверующим занимает важное место в исламе. Это - самая надежная из уз веры. Такое отношение к окружающим укрепляет узы любви и дружбы между мусульманами и отделяет от врагов ислама" (с.249-250). "Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу" (с.249).
Издатель Эжаев в своем заявлении об отмене решения утверждает, что приведенная цитата была вырвана из контекста и приводит в доказательство следующий отрывок из той же главы книги:
"Разница между потворством и учтивым обхождением и их влияние на отношения с верующими и неверующими. Потворство – это прекращение призыва к одобряемому и удержания от порицаемого, лестная похвала неверующих и ослушников ради приобретения мирской выгоды, нежелание ревностно защищать религию тогда, когда мусульманин обязан поступать так. Примерами этого является общение с грешниками и неверующими; сопровождение их тогда, когда они ослушаются Аллаха и увязают в неверии; отказ от порицания их даже тогда, когда человек способен на это... Учтивое обхождение – это предотвращение зла и вреда посредством мягкого слова, отказа от грубости и удаления от того, кто способен причинить зло, если человек опасается его, или если это может подтолкнуть его к совершению еще большего зла, чем то, которое он уже совершает. Сюда относятся воздержание от грубости и доброе отношение к невежде во время обучения или к нечестивцу во время назидания, порицание его мягким словом или поступком, в особенности, если есть необходимость в склонении его на сторону ислама... Итак, Пророк учтиво обошелся с вошедшим к нему мужчиной, несмотря на то, что тот был скверным человеком. Он поступил так в интересах религии, и это значит, что учтивое обхождение не противоречит дружбе исключительно с правоверными, если в этом есть польза, например, предотвращение вреда, склонение к исламу, уменьшение или ослабление вреда... Еще одним примером этого является учтивое обхождение Пророка с лицемерами в Медине. Он поступал так, потому что опасался их зла и пытался склонить на сторону ислама их самих и остальных людей. Такое отношение отличается от потворства, которое запрещается, потому что в его основе лежит лживая лесть в адрес скверных людей не во благо религии, а ради мирской выгоды... Достоверные тексты указывают на то, что мусульманам разрешается иметь отношения с неверующими в мирских делах, например, вести с ними торговлю, сдавать что-либо в аренду им, арендовать что-либо у них, нанимать их на работу и даже просить их о помощи при необходимости, если это носит ограниченный характер и не может навредить исламу и мусульманам".
На наш взгляд, доводы издателя убедительны и книга была признана экстремистской неправомерно.