По мнению прокуратуры, с которым согласился суд, первые два материала "побуждали и призывали к порче избирательных бюллетеней с целью признания прошедших выборов несостоявшимися, дестабилизации политической ситуации и разжигания вражды в обществе". Признаки экстремизма в третьем тексте заключены в "агрессии в форме угроз, побуждения и призывы к экстремистской деятельности, разжиганию вражды, и сведения о неправомерном вмешательстве в деятельность соответствующих органов".
Кроме того, прокуратура сообщила о проведении доследственных проверок по фактам публикации материалов по ч. 1 ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды).
По нашему мнению, два из трех материалов признаны экстремистскими неправомерно. В статье "Айрат Дильмухаметов продолжает борьбу в сибирской тюрьме" излагаются злоключения Дильмухаметова, видного башкирского оппозиционера-националиста, в 2011 года приговоренного по ч. 2 ст. 280 УК РФ (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности), ст. 205.2 УК РФ (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма) и ч. 1 ст. 282 УК РФ (возбуждение национальной и религиозной ненависти) к 6 годам колонии-поселения. Статья, безусловно, написана с националистических позиций (движение "Кук буре" вообще объединяет сторонников башкирского национализма), но нам не удалось обнаружить в ней признаков экстремизма. Утверждение о грядущей революции вряд ли можно считать "дестабилизацией политической ситуации", а выражения вроде "ублюдки-фараоны" – "разжиганием вражды в обществе".
Материал "Обращение к башкирам и не только", приуроченный к
выборам декабря 2011 года, содержит умеренные националистические
высказывания и критику "Единой России" и призывает выразить несогласие с властью
следующим образом: прийти на выборы,
вычеркнуть все партии из списка и написать: "против всех". Таким образом,
считали авторы "Обращения", "недовольство народа вынудит власть сделать
правильные выводы". Порча бюллетеня не является противоправным действием, и призыв к ней не может быть истолкован как экстремистское высказывание. Критика политических объединений также допускается российским законодательством.
"До последней капли крови!" действительно содержит призывы к насилию и антисемитские высказывания, и решение суда представляется нам правомерным.