Исламовед стал фигурантом уголовного дела, возбужденного по ст. 282 УК.
8 февраля 2016 года казанский религиовед Раис Сулейманов был вызван на допрос в следственное управление СК России по Татарстану, где ему было объявлено о возбуждении уголовного дела по п. "б" ч. 2 ст. 282 УК (действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, совершенные с использованием служебного положения). В его квартире и квартире его матери прошли обыски, были изъяты телефон и компьютерная техника, рабочие записи исламоведа о связях граждан России с "Исламским государством", экземпляры газеты "Русский порядок" и брошюра Александра Баркашова из архива Сулейманова.
Претензии правоохранительных органов вызвали публикации эксперта Института национальной стратегии Сулейманова в соцсетях "ВКонтакте" и Facebook и на ряде других сайтов. В постановлении о возбуждении уголовного дела говорится, что эксперт с 2011 по 2016 год публиковал материалы, которые свидетельствуют о "якобы наличии в Республике Татарстан бандподполья радикальных исламистов, активных групп национал-сепаратистов и поддержке их большим числом сторонников из числа мусульман и татар, а также со стороны духовенства и представителей власти республики", а также заявлял о "массовом преследовании" русских в Татарстане и существовании в республике "пропаганды национальной исключительности татар".
Дело было возбуждено на основании выводов экспертов, которые сочли, что исследованные ими материалы могут "спровоцировать возбуждение ненависти и вражды между представителями различных взглядов, воззрений, интересов" и "рост социальной напряженности в обществе". По мнению экспертов, в публикациях Сулейманова "негативной оценке подвергаются образ правления, политика, проводимая властями" и противопоставляются "группы „татары“ и „русские“".
Нам неизвестно, какие именно публикации Сулейманова послужили поводом к возбуждению уголовного дела. Оценки популярности радикальных течений ислама в Татарстане и критика национальной политики руководства республики сами по себе не могут считаться экстремистскими высказываниями, и преследование за выражение мнений по этим темам можно оценить как наступление на свободу слова. В то же время ранее мы замечали, что некоторые тезисы Сулейманова действительно способны возбудить ненависть к представителям "нетрадиционных" религиозных течений. В связи с этим мы затрудняемся оценить правомерность его уголовного преследования.
В конце декабря 2015 года Сулейманов был приговорен к семи суткам административного ареста по ст. 20.3 КоАП (публичное демонстрирование атрибутики экстремистских организаций), но накануне Нового года Верховный суд Республики Татарстан заменил административный арест на штраф в размере полутора тысяч рублей. Претензии МВД вызвали фотографии с флагами "Исламского государства" и "Хизб ут-Тахрир", опубликованные в соцсети вместе со ссылками на статьи с комментариями эксперта и интервью с ним. Отметим, что мы выступаем против преследований за демонстрирование запрещенной символики без учета наличия или отсутствия пропагандистского контекста. Тогда же, в конце декабря 2015 года, министр внутренних дел Татарстана Артем Хохорин анонсировал скорое возбуждение уголовного дела против Сулейманова на том основании, что он "перешел грань дозволенного".
8 июля 2016 года уголовное дело против Сулейманова было закрыто, а 1 декабря 2016 года Верховный суд РФ отменил ранее вынесенные в отношении него решения по ст. 20.3 КоАП.