23 марта 2016 года нам стало известно, что 19 ноября 2015 года создатель Церкви Челябинского метеорита, администратор группы в соцсети "ВКонтакте" "За сражающуюся Украину! За свободный Урал! Вместе против зла!" Алексей Морошкин (сетевой псевдоним Андрей Брейва) был отправлен Советским районным судом Челябинска на принудительное лечению в психиатрический стационар.
Напомним, что Морошкина обвиняли по ч. 2 ст. 280.1 УК (публичные призывы к сепаратизму через интернет) за публикациюв апреле-марте 2015 года на странице сообщества "За сражающуюся Украину! За свободный Урал! Вместе против зла!" текстов с призывами к отделению Урала от России и созданию сибирского федеративного союза (12 эпизодов). Мы не имели возможности ознакомиться со всеми текстами Морошкина, однако те посты, которые мы видели, не содержали призывов к реальным, продуманным действиям, способным привести к осуществлению подобных планов. Напомним, мы считаем, что ст. 280.1 УК чрезмерно ограничивает свободу слова, преследование уместно лишь за призывы к насильственному сепаратизму.
Морошкин также является фигурантом другого уголовного дела, которое было возбуждено по ст. 214 (вандализм) за покраску бюста Ленина в Челябинске в цвета украинского флага - активист открыто публиковал фотографии с места акции, заявляя, что она призвана продемонстрировать поддержку Украине. Дело также должно быть рассмотрено в Центральном районном суде Челябинска. С нашей точки зрения, подобные действия в любом случае не заслуживают уголовного преследования, скорее их можно расценить как мелкое хулиганство. Отметим, что обвинение по этому делу Морошкину до сих пор не предъявлено.
Напомним, Морошкин стал известен в 2014 году под именем Андрей Брейва, когда заявил о создании Церкви Челябинского метеорита. Объявив себя настоятелем новой церкви, он потребовал от региональных властей передать его последователям Челябинский метеорит, упавший 15 февраля 2013 года в озеро Чебаркуль, и настаивал на установке в областном центре храма метеорита. В 2015 году Морошкин, который относил себя к русским националистам, воевал на Донбассе в составе батальона "Восток". Позднее он разочаровался в идеологии "русской весны" и вернулся в Челябинск. По его собственным словам, теперь он относит себя к националистам региональным.
До суда Морошкин на протяжении двух месяцев находился в СИЗО. Несмотря на то, что ранее он не состоял на учете в психиатрическом диспансере, он был отправлен на судебно-психиатрическую комиссию, и ему был поставлен диагноз "параноидная шизофрения, параноидный синдром". Комиссия сочла, что Морошкин не понимает значения своих действий и не способен руководить ими, поэтому должен быть освобожден от уголовной ответственности. Однако, поскольку его действия общественно-опасны, он должен быть отправлен на принудительное лечение. Опасаясь ухудшения положения Морошкина, его родственники не стали оспаривать судебное решение, хотя предоставили суду справки о том, что ранее он не страдал психическим расстройством. Сейчас они предполагают, что его могут не выпустить из стационара по истечении полугода, и его пребывание там может затянуться и на несколько лет. У них также вызывает беспокойство то, что к Морошкину с целью изменения его позиции и взглядов могут применяться методы психиатрического лечения, разрушительным образом воздействующие на личность.
Отметим, что по словам матери Морошкина, диагноз параноидальная шизофрения с формулировкой "бред реформаторства религиозного толка" был выставлен ему по результатам пятиминутной судебной психиатрической экспертизы. Учитывая, что создание Церкви Челябинского метеорита сложно расценивать иначе, чем вид иронического шарлатанства, постановка психиатрического диагноза Морошкину на основании его псевдорелигиозной деятельности выглядит странно. Тем более неубедителен вывод об опасности Морошкина и необходимости изолировать его от общества.