Мы публикуем обзор
основных и наиболее показательных событий в сфере неправомерного применения
антиэкстремистского законодательства в России в январе 2017 года.
Нормотворчество
11 января 2017 года Госдума одобрила во втором чтении правительственный законопроект, предусматривающий усиление ответственности интернет-провайдеров за неисполнение обязанностей по блокировке страниц. Подробнее о законопроекте можно прочитать здесь.
В тот же день комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи рекомендовал принять в первом чтении проект поправок к федеральному закону "О средствах массовой информации", внесенный в нижнюю палату парламента в декабре 2015 года. Этот законопроект в числе прочего предусматривает введение запрета на учреждение СМИ для лиц, которые отбывают наказание либо имеют неснятую или непогашенную судимость за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, а также тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с нарушением законодательства о СМИ и законодательства о противодействии экстремистской деятельности. Кроме того, поправки позволяют Роскомнадзору отказывать в разрешении на распространение зарубежного периодического печатного издания или аннулировать такое разрешение, если это издание не соблюдает статью закона о злоупотреблении СМИ и антиэкстремистское законодательство в целом. О том, почему выступаем против принятия этого законопроекта, мы пишем здесь.
В середине месяца экспертная рабочая группа, рассматривающая петиции Российской общественной инициативы, набравшие 100 тысяч голосов, отклонила предложение об отмене "пакета Яровой", но предложила в части хранения передаваемых пользователями данных увеличивать сроки хранения поэтапно и не обязывать провайдеров хранить потоковое видео, IPTV, торренты и т. п., что позволит сократить объем хранимых данных в 10 раз, а также рекомендовала Госдуме рассмотреть вопрос об изменениях в действующие нормативно-правовые акты в части исключения возможности расширительного толкования понятий "миссионерская деятельность", "экстремистская деятельность", "оскорбление религиозных чувств верующих", а Верховный суд призвала информировать суды о недопустимости расширительного толкования этих понятий.
В конце января депутат Виталий Милонов внес в Госдуму законопроект о введении административного наказания за публичные оскорбления, связанные с "принижением значимости событий, имеющих особое историческое значение для становления и развития российской государственности, памятных дат достижений науки и техники", а также за оскорбления лиц, имеющих особые заслуги перед государством. Кроме того, Милонов предлагает предусмотреть в КоАП наказание за публичное "оскорбление памяти жертв политических репрессий, террористических актов, а также жертв катастроф, стихийных бедствий, вооруженных и межнациональных конфликтов". За такие правонарушения депутат предлагает назначать крупные штрафы или обязательные работы. С нашей точки зрения, законопроект Милонова является очередным посягательством на свободу слова, направленным на то, чтобы ограничить публичную дискуссию спущенными сверху идеологическими рамками и перенести вопросы, относящиеся к сфере этики и морали, в сферу правового регулирования. Впрочем, как мы надеемся, шансы на то, что этот законопроект будет принят, невелики.
В январе Рафис Кашапов, отбывающий наказание в том числе по ст. 280.1 УК (публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ), направил в Конституционный суд заявление об оспаривании конституционности самой этой статьи. Ее состав, особенно с учетом разъяснений Верховного суда от 4 ноября 2016 года, криминализует высказывания, не содержащие призывов к противоправным действиям, что не соответствует установленным Конституцией ограничениям на свободу слова.
Уголовное преследование
Нахимовский районный суд Севастополя в январе приговорил местного жителя Виталия Славиковского к двум годам лишения свободы условно по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение национальной ненависти). Он был признан виновным в возбуждении ненависти к представителям определенных этнических групп, а также болельщикам московского "Спартака" путем размещения материалов в соцсети "ВКонтакте". Мы считаем обвинение частично неправомерным: болельщики "Спартака" не являются уязвимой группой, нуждающейся в защите с применением антиэкстремистского законодательства.
Мосгорсуд в январе изменил приговор Зеленоградского районного суда в отношении Евгения Корта, осужденного по ч. 1 ст. 282 УК, заменив ему лишение свободы штрафом в размере 200 тысяч рублей. Корт был столь сурово наказан лишь за републикацию в соцсети "ВКонтакте" расистского коллажа из аккаунта известного ультраправого Максима Марцинкевича (Тесака). С нашей точки зрения, пусть Корт симпатизировал, видимо, неонацистской идеологии, публикация одного изображения не была достаточным основанием для привлечения его к уголовной ответственности.
В январе было завершено расследование уголовного дела лидера Татарского патриотического фронта "Алтын Урда" ("Золотая орда") Даниса Сафаргали (ч. 1 ст. 282 УК). На личной странице во "ВКонтакте" он разместил 15 постов, которые следствие сочло возбуждающими ненависть по национальному и религиозному признакам, а также ненависть к определенным социальным группам. Мы полагаем, что преследование Сафаргали как минимум частично неправомерно. В частности, мы выступаем против преследования по ст. 282 УК за публикации с критикой или оскорблениями президента России, органов власти и СМИ, так как все они не могут считаться уязвимыми социальными группами, требующими защиты в виде антиэкстремистского законодательства. Вызывает сомнение и правомерность преследования за ролик "Рашистская псевдо-духовность РПЦ", который направлен против РПЦ как организации и не содержит агрессивных призывов.
Прокуратура Владимирской области утвердила обвинительное заключение по делу, возбужденному в отношении жителя Гороховца Михаила Покальчука. Он обвиняется в возбуждении ненависти к социальной группе "антифашисты" (ч. 1 ст. 282 УК) путем публикации в соцсети видеоролика. Мы считаем, что антифашисты не относятся к уязвимым группам населения, нуждающимся в защите антиэкстремистским законодательством.
В Бурятии в январе было завершено следствие по делу Владимира Хагдаева, обвиняемого по ч. 2 ст. 280.1 УК (публичные призывы в интернете к нарушению территориальной целостности РФ) и по ч. 2 ст. 228 УК (незаконное приобретение и хранение наркотических веществ без цели сбыта в крупном размере). Ему вменяют в вину, в частности, размещение в соцсети "ВКонтакте" изображения с цитатой из интервью с журналисткой Александрой Гармажаповой с критикой в адрес русских националистов и упоминанием отделения Бурятии от России как гипотетического сценария, а также двух комментариев о готовности с оружием в руках ассимилировать русского соседа и с призывами к "большому геополитическому сдвигу". Мы считаем неправомерным привлечение Хагдаева к ответственности за размещение изображения, так как оно не содержало сепаратистских призывов. Что касается комментариев, преследование за их публикацию нельзя назвать неправомерным, но следует отметить, что аудитория, ознакомившаяся с ними, была крайне невелика, а соответственно, они не представляли существенной общественной опасности.
В Кромах Орловской области новое уголовное дело по ч. 1 ст. 282 УК было возбуждено в отношении поэта Александра Бывшева. Причиной преследования послужило то, что Бывшев опубликовал в соцсети "ВКонтакте" свое стихотворение "На независимость Украины". С нашей точки зрения, в нем содержатся высказывания, которые можно истолковать как унизительные для русских, однако мы полагаем, что унижение достоинства должно быть исключено из состава уголовной статьи как деяние небольшой тяжести.
Продолжают защищаться от неправомерных и дискриминационных обвинений в экстремизме Свидетели Иеговы. В начале месяца Сергиево-Посадский городской суд приступил к повторному рассмотрению уголовного дела, возбужденного в 2013 году по ст. 282 УК (возбуждение религиозной ненависти) в отношении старейшин местной религиозной организации Вячеслава Степанова и Андрея Сивака. Их обвиняют в том, что в ходе собраний они цитировали запрещенные брошюры Свидетелей Иеговы, содержащие негативные характеристики других религий, в том числе, "традиционного" христианства и христианских священнослужителей, и призывающие присоединиться к Свидетелям Иеговы. В марте 2016 года Сергиево-Посадский суд оправдал Степанова и Сивака, однако Московский областной суд отменил это решение и направил дело на новое рассмотрение.
Вместе с тем стало известно, что в декабре 2016 года по реабилитирующим основаниям было прекращено уголовное дело в отношении шести Свидетелей Иеговы из Таганрога Ростовской области. Верующих обвиняли по ст. 282.2 УК в том, что в 2011 году, совместно молясь и читая Библию, они тем самым продолжали деятельность запрещенной местной религиозной организации Свидетелей Иеговы "Таганрог".
В Казани два человека были задержаны в рамках расследования дела "московской ячейки" запрещенного религиозного движения "Таблиги Джамаат", которое было возбуждено в декабре 2016 года по ч. 1 и ч. 2 ст. 282.2 УК (организация деятельности экстремистской организации или участие в ней). Мы расцениваем запрет "Таблиги Джамаат" как неправомерный, потому что это объединение занимается пропагандой ислама и не было замечено в каких-либо призывах к насилию.
В конце января Верховный суд России снизил срок лишения свободы имама мечети "Восточная" в Хасавюрте Магомеднаби Магомедова на полгода - до 4,5 лет. Имам был осужден по ч. 1 ст. 205.2 УК (публичное оправдание терроризма) и ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды) за то, что в феврале 2016 года произнес проповедь с призывом к салафитам мирными путями добиваться защиты своих прав.
Двум фигурантам крымского дела "Хизб ут-Тахрир" – Энверу Бекирову и Вадиму Сируку – в январе были предъявлены дополнительные обвинения в попытке насильственного захвата власти (ст. 30 и ст. 278 УК). Бекирова, Сирука, а также Эмира-Усеина Куку, Муслима Алиева, Рефата Алимова и Арсена Джеппарова ранее обвинили в организации деятельности террористической организации и в участии в ней (ч. 1 и ч. 2 ст. 205.5 УК).
Сторонники "Хизб ут-Тахрир" в России до сих пор не были уличены в реальной заговорщической деятельности и подготовке терактов, а практику преследования по таким обвинениям лишь на основании партийной активности (к примеру, проведения дискуссий или распространения литературы) мы считаем неправомерной.
Административное преследование и иные государственные действия
В январе мы узнали о трех случаях преследований по ст. 20.3 КоАП за публичное демонстрирование нацистской символики, которые сочли неправомерными, усомнившись в том, что привлеченные к ответственности пропагандировали нацистскую идеологию. Еще в декабре 2016 года Ломоносовский районный суд Архангельска оштрафовал на тысячу рублей руководителя центра "Гражданская безопасность" Дениса Данилова, а 19 января Архангельский областной суд отклонил жалобу на это решение. "Сектоведа" Данилова наказали за публикацию в соцсети "ВКонтакте" видео "Вся правда о современном язычестве", в котором демонстрировалась нацистская символика и подчеркивалась ее связь с солярными символами неоязычников.
В Цивильске (Чувашская Республика) семь административных протоколов по ст. 20.3 КоАП были составлены в отношении местного активиста "Открытой России" Антона Кравченко. Претензии правоохранительных органов вызвало содержание страницы Кравченко в соцсети "ВКонтакте": нацистскую символику обнаружили в кадрах документального фильма Михаила Ромма "Обыкновенный фашизм" и юмористическом видео "Обращение Гитлера к Сталину".
В Медногорске Оренбургской области было возбуждено административное дело в отношении юриста Евгения Плескачева, на странице которого в соцсети "Одноклассники" обнаружили фотографию его знакомого с татуировкой в виде свастики. Мы сомневаемся в том, что Плескачев разместил фотографию друга с умыслом пропаганды нацизма: он мог просто "лайкнуть" это фото, добавить друга с татуировкой в друзья или оказаться отмеченным на фотографии – все эти действия в "Одноклассниках" отображаются на странице пользователя.
В конце месяца нам стало известно о привлечении к административной ответственности мусульман Кусы Челябинской области. Пятерых жителей города оштрафовали по ст. 20.29 КоАП (хранение экстремистских материалов с целью их массового распространения) за хранение дома религиозных книг. Среди найденных у них книг оказались неправомерно запрещенные "Крепость мусульманина" и "Ислам сегодня". Неясно также, на чем основывались обвинения жителей Кусы в том, что они задавались целью массово распространять эти материалы.
Дзержинский городской суд Нижегородской области оштрафовал главу местной религиозной организации Свидетелей Иеговы на 4 тысячи рублей по ст. 20.29 КоАП. Поводом послужило то, что в ходе проверки в здании, которое используется для богослужений, в туалетной комнате для инвалидов были обнаружены две признанные экстремистскими брошюры. Верующие заявляли, что найденная литература была им подброшена.
В середине месяца Мосгорсуд признал законным предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, вынесенное Генпрокуратурой в адрес Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России. Организация намерена обжаловать решение Мосгорсуда и опасается, что предупреждение является лишь первым шагом к запрету.
В январе также стало известно, что Кирово-Чепецкая городская прокуратура готовит материалы для иска о ликвидации местной организации Свидетелей Иеговы. Это связано с тем, что в декабре прошлого года Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области отклонил жалобу организации на вынесение ей предупреждения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности.
В январе стало известно, что еще в конце декабря 2016 года Выборгский районный суд удовлетворил иск ассоциации евангельских христиан "Гедеон" и признал незаконными действия Выборгской таможни, задержавшей на границе с Финляндией летом 2016 года крупную партию Нового Завета и Псалтири, заподозрив, что книги содержат признаки экстремизма. Задержанный тираж пришел в негодность.
В январе прокуратура сообщила, что в Нижнем Новгороде два кафе, в которых не были установлены контент-фильтры, были оштрафованы по ч. 2 ст. 6.17 КоАП на 20 тысяч рублей каждое. Мы выступаем против привлечения к ответственности за отсутствие контент-фильтрации администрации кафе, интернет-кафе, гостиниц и других подобных заведений, поскольку они рассчитаны не только на детей (надзор за которыми осуществляют родители), но и на взрослых пользователей, чьи права не должны ограничиваться.