Новости по теме

Подготовлены новые поправки к пакету Озерова и Яровой

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

Депутаты смягчили предложения по ужесточению санкций за преступления экстремистской направленности, но выступили с новыми идеями - в том числе о наказании за склонение к организации массовых беспорядков и о контроле за шифрованной перепиской.


20 июня 2015 года комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции рассмотрел поправки к текстам двух законопроектов Виктора Озерова и Ирины Яровой об усилении борьбы с терроризмом и экстремизмом. Тексты законопроектов, которые выносятся на второе чтение (намечено на 22 июня), отличаются от принятых в первом чтении. В числе прочего в них несколько смягчены первоначальные предложения по ужесточению статей УК о преступлениях экстремистской направленности, но зато теперь депутаты предлагают наказывать за склонение к организации массовых беспорядков, штрафовать владельцев мессенджеров за отказ предоставлять спецслужбам ключи для дешифровки сообщений, лишать гражданства обладателей нескольких паспортов за несогласованную работу в международных структурах, в которых не участвует Россия, а также намерены существенно ограничить миссионерскую деятельность.


В первом законопроекте, во-первых, ряд изменений претерпели поправки в статьи УК о преступлениях террористической направленности. В частности, теперь предлагается повысить минимальную санкцию не только по ч. 1 ст. 205 УК (теракт), но и по ч. 2 - с 10 до 12 лет лишения свободы. Вносятся уточнения в определения финансирования терроризма и публичного оправдания терроризма. Изменения в наказании по ст. 208 (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем) теперь включают не только ужесточение минимальной санкции, но и повышение максимального срока лишения свободы с 10 до 15 лет.

Формулировка статьи 205.6 (несообщение о преступлении) исправлена: вместо несообщения о самих преступлениях предлагается наказывать за несообщение "о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило" преступление террористической направленности. При этом санкции по данной статье смягчаются до штрафа до 100 тыс. рублей или дохода за 6 месяцев, либо принудительных работ до года, либо лишения свободы на тот же срок.

В предлагаемой ст. 361 (акт международного терроризма) по ч. 1 минимальную санкцию предлагается снизить с 15 лет лишения свободы до 10 лет, по ч. 2 (финансирование) - установить наказание в 5-10 лет со штрафом до 500 тыс. рублей или в размере дохода за срок до 3 лет или без такового, по ч. 3 (действия, повлекшие смерть) - в 15-20 лет лишения свободы с ограничением свободы в 1-2 года, либо пожизненное.


Во-вторых, законодатели прислушались к отзывам о недопустимости исключения всех мер наказания, кроме лишения свободы, из статей о преступлениях экстремистской направленности. Теперь они хотят по всем статьям повысить суммы штрафов, а также сроки принудительных работ и лишения свободы, но арест, обязательные и исправительные работы не назначать вообще. Так, в предлагаемом тексте, по ч. 1 ст. 282 в качестве наказания предлагается штраф в размере 300-500 тыс. рублей или дохода осужденного за 2-3 года, либо принудительные работы от 1 до 4 лет с запретом на профессию до 3 лет, либо лишение свободы сроком от 2 до 5 лет (сейчас - максимум 4 года лишения свободы) . По ч. 2 ст. 282 - штраф в размере 300-600 тыс. рублей или дохода за 2-3 года, либо от 2 до 5 лет принудительных работ с запретом на профессию до 3 лет, либо лишение свободы сроком от 3 до 6 лет. В настоящее время максимальная санкция по ч. 2 ст. 282 составляет 5 лет лишения свободы, таким образом это преступление в случае принятия поправок переходит из разряда средней тяжести в тяжкие.

Аналогичным образом ужесточаются, но оставляют простор для дифференциации ответственности, предлагаемые санкции и за другие преступления экстремистской направленности. По ч. 1 ст. 282.1 (организация экстремистского сообщества) предлагается установить штраф от 400 до 800 тыс. рублей или в размере дохода за 1-4 года, либо наказывать лишением свободы на срок от 6 до 10 лет с запретом на профессию до 10 лет и с ограничением свободы на 1-2 года (в нынешней редакции УК максимальный срок - 8 лет, а также предусмотрены исправительные работы). По ч. 1.1 (вербовка в экстремистское сообщество) - штраф в размере от 300 до 700 тыс. рублей или в размере дохода за период от 2 до 4 лет, либо принудительные работы на срок от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 5 лет или без такового и с ограничением свободы на 1-2 года, либо лишением свободы на срок от 4 до 8 лет с ограничением свободы на 1-2 года (действующая норма - до 6 лет лишения свободы).

За участие в экстремистском сообществе (ч. 2 ст. 282.1) предлагается теперь наказывать штрафом в размере от 300 до 600 тыс. рублей или в размере зарплаты за период от 2 до 3 лет, либо принудительными работами на срок от 1 года до 4 лет с запретом на профессию до 3 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до года, либо лишением свободы на срок от 2 до 6 лет с запретом на профессию до 5 лет и ограничением свободы до года. Это преступление, максимальное наказание за которое сейчас составляет 4 года лишения свободы, в случае принятия поправок перейдет в разряд тяжких. За совершение преступлений, предусмотренных ст. 282.1 с использованием служебного положения (ч. 3) предлагается назначать наказание исключительно в виде лишения свободы - на срок от 7 до 12 лет со штрафом в 300-700 тыс. рублей или в размере дохода за 2-3 года либо без такового с запретом на профессию до 10 лет или без такового и с ограничением свободы на 1-2 года. Такие преступления из тяжких становятся особо тяжкими (сейчас максимальная санкция по ч. 3 ст. 282.1 составляет 10 лет лишения свободы).

По ст. 282.2 (организация деятельности экстремистской организации) предлагается теперь по ч. 1 наказывать либо штрафом от 400 до 800 тыс. рублей или в размере дохода за 2-4 года, либо лишением свободы на 6-10 лет с запретом на профессию до 10 лет и ограничением свободы на 1-2 года. За вовлечение в деятельность экстремистской организации (ч. 1.1) - штраф в размере 300-700 тыс. рублей или зарлаты за 2-4 года, либо от 2 до 5 лет принудительных работ с запретом на профессию до 5 лет или без такового и с ограничением свободы на 1-2 года, либо лишение свободы на срок от 4 до 8 лет с ограничением свобода на 1-2 года.

За участие в деятельности такой организации (ч. 2) предлагается штрафовать на 300-600 тыс. рублей или зарплату за 2-3 года, либо наказывать принудительными работами на срок от 1 до 4 лет с запретом на профессию до 3 лет или без такового и ограничением свободы до года, либо лишением свободы от 2 до 6 лет с запретом на профессию до 5 лет или без такового и ограничением свободы до года. Сейчас максимальное наказание по ч. 2 ст. 282.2 - 4 года лишения свободы, то есть поправки переводят это преступление средней тяжести в разряд тяжких. Наконец, по ч. 3 (совершение вышеперечисленных преступлений с использованием служебного положения) депутаты предлагают установить наказание в виде лишения свободы от 7 до 12 лет со штрафом в 300-700 тыс. рублей или в размере дохода за 2-3 года либо без такового, с запретом на профессию до 10 лет или без такового и с ограничением свободы на 1-2 года (сейчас - до 7 лет; в случае принятия станет особо тяжким преступлением).

По ст. 282.3 (финансирование экстремистской деятельности) по ч. 1 предусмотрен штраф в 300-700 тыс. рублей или в размере дохода осужденного за 2-4 года, либо принудительные работы на 1-4 года с запретом на профессию до 3 лет или без такового и с ограничением свободы до года, либо лишение свободы на 3-8 лет. В настоящее время максимальное наказание за это преступление - 3 года лишения свободы, то есть это преступление небольшой тяжести поправки сразу делают тяжким. По ч. 2 предлагается штраф от 300 до 700 тыс. рублей или в размере дохода за 2-4 года, либо принудительные работы на 2-5 лет с запретом на профессию до 5 лет или без такового и ограничением свободы на 1-2 года, либо лишение свободы на 5-10 лет.

Ст. 282.4 (содействие экстремистской деятельности) из текста законопроекта изъята.


В-третьих, комитет предлагает включить в антитеррористический законопроект поправку об ужесточении наказания за организацию незаконной миграции (ст. 322.1): за это преступление депутаты хотят наказывать исключительно лишением свободы на срок до 5 лет с ограничением свободы до 2 лет или без такового.

Отдельно предлагается в ст. 212 (участие в массовых беспорядках) внести совершенно новый пункт 1.1, по которому склонение, вербовка или иное вовлечение в организацию массовых беспорядков должны наказываться штрафом в размере от 300 до 700 тыс. рублей или в размере заработной платы за период от 2 до 4 лет, либо принудительными работами на срок от 2 до 5 лет, либо лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.


Кроме того, текст законопроекта, подготовленный ко второму чтению, содержит несколько изменений процессуального характера. Дополнение в ст. 185 УПК предусматривает выемку электронных сообщений по решению суда. Изменение в ст. 100 УПК продлевает срок предъявления обвинения по статьям о преступлениях террористической направленности с 30 до 45 суток.


Второй законопроект Озерова и Яровой, которым вносятся поправки уже не в УК и УПК, а в иные законы, также претерпел изменения. Ограничение на выезд из страны теперь депутаты хотят ввести только для тех, кто имеет судимость за преступления террористической и экстремистской направленности (при этом номера "антиэкстремистских" статей не перечисляются). Упоминание о лицах, получивших предостережения, из предлагаемого ко второму чтению текста законопроекта исчезло.

Для того, чтобы можно было реализовать идею о утрате российского гражданства осужденными за преступления террористической и экстремистской направленности и имеющими иное гражданство, предлагается внести поправки в закон "О гражданстве". При этом в законопроект включена еще одна новация: основанием для утраты гражданства предлагается также считать службу в армии или правоохранительных органах других государств, а также работу в международных структурах, в которых не участвует Россия, без согласия полномочных органов государства. При этом считается, что во всех этих случаях утрата гражданства происходит добровольно. Вероятно, по мысли законодателей, использование термина "утрата" позволяет избежать противоречия этой нормы ст. 6 Конституции России, которая запрещает лишь лишение гражданства, но не упоминает утрату.

Поправка о хранении переписки и разговоров граждан провайдерами теперь предусматривает хранение информации о факте коммуникации в течение трех лет, а самой переписки или разговоров - в течение полугода. Организаторы распространения информации в интернете, согласно новым поправкам, также должны будут передавать ФСБ ключи для дешифровки переписки пользователей, а за неисполнение этой нормы предусматриваются крупные штрафы. Кроме этого, провайдеров хотят обязать расторгать договоры с абонентами, если в течение 15 суток не будет подтверждаться соответствие персональных данных пользователя с данными, указанными в договоре.

В законопроекте появились поправки в закон "О свободе совести", касающиеся миссионерской деятельности. Они запрещают миссионерство в жилых помещениях и миссионерскую деятельность, направленную на "нарушение общественной безопасности и общественного порядка, осуществление экстремистской деятельности" , отказ от медицинской помощи по религиозным мотивам, склонение к самоубийству, отчуждение имущества и др., а также предписывают миссионерам действовать от имени зарегистрированной религиозной группы. Подробнее об этой части поправок см. здесь.

Ссылки на данную статью [20]