12 декабря 2018 года года депутат от "Единой России" Дмитрий Вяткин и сенаторы Александр Клишас и Людмила Бокова, возглавляющие комитет Совета Федерации по конституционному праву, внесли в Государственную Думу пакет законопроектов, призванных пресекать распространение в интернете "информации (материалов), предназначенной (предназначенных) для неограниченного круга лиц, выражающей (выражающих) в неприличной форме явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации и органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния". Разработчики законопроектов предложили дополнить ст. 20.1 КоАП (мелкое хулиганство) частью третьей, карающей за подобное правонарушение административным штрафом в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административным арестом на срок до пятнадцати суток.
Кроме того, планируется ввести процедуру внесудебной блокировки подобной информации. При том, что предложенная процедура в целом аналогична зафиксированной в ч. 153 федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Роскомнадзор производит блокировку по запросу Генпрокуратуры), авторы пакета законопроектов предлагают описать ее в отдельной новой части 151-1 закона.
Профильные комитеты Госдумы - Комитет по госстроительству и законодательству и Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи - уже одобрили оба законопроекта, входящие в пакет.Отметим, что разработчики не поясняют, что они имеют в виду под "выражением явного неуважения в неприличной форме", и неизвестно, насколько широко будет трактоваться эта формулировка, если законопроект будет принят. Вполне возможно, что ее следует понимать шире, чем использующийся сейчас в ст. 20.1 КоАП термин "нецензурная брань". Скажем, неясно, будут ли подпадать под ее действие изображения. Соответственно, непонятно, в чем должно выражаться неуважение к государственным символам, учитывая, что едва ли нецензурная брань представляет для них существенную угрозу, а надругательство над ними является составом уголовной ст. 239.
Что касается выражения в неприличной форме явного неуважения к обществу, подобные вопросы в интернете регулируются правилами, которые устанавливают для своих пользователей социальные сети и в соответствии с которыми рассматривают жалобы на оскорбительный контент. Попытка же государственного регулирования стилистических особенностей общения между гражданами в интернете потребует вложения огромных средств в борьбу с повседневной грубостью, которая не создает никакой реальной опасности и не может быть искоренена.
Относительно введения санкций за проявление неуважения к власти следует вспомнить рекомендацию Верховного суда РФ, содержащуюся в Постановлении № 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности" 2011 года. Верховный суд указал следующее: "При установлении в содеянном в отношении должностных лиц (профессиональных политиков) действий, направленных на унижение достоинства человека или группы лиц, судам необходимо учитывать положения статей 3 и 4 Декларации о свободе политической дискуссии в средствах массовой информации, принятой Комитетом министров Совета Европы 12 февраля 2004 года, и практику Европейского Суда по правам человека, согласно которым политические деятели, стремящиеся заручиться общественным мнением, тем самым соглашаются стать объектом общественной политической дискуссии и критики в средствах массовой информации; государственные должностные лица могут быть подвергнуты критике в средствах массовой информации в отношении того, как они исполняют свои обязанности, поскольку это необходимо для обеспечения гласного и ответственного исполнения ими своих полномочий. Критика в средствах массовой информации должностных лиц (профессиональных политиков), их действий и убеждений сама по себе не должна рассматриваться во всех случаях как действие, направленное на унижение достоинства человека или группы лиц, поскольку в отношении указанных лиц пределы допустимой критики шире, чем в отношении частных лиц". Между тем, провокационные высказывания, направленные против государства, конституционного порядка и представителей власти, и так подлежат преследованию в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, с нашей точки зрения, предложенный пакет законопроектов содержит неясные формулировки, предлагает избыточные нормы и необоснованное вмешательство в право российских граждан на свободу выражения мнения.
20 декабря 2018 года на ежегодной пресс-конференции президент России Владимир Путин, отвечая на вопрос об этих законопроектах, высказался в поддержку подобных ограничений. "Практически во всех странах это есть, нужно с уважением относиться к своей стране. И есть правила, которые надо соблюдать везде. Если есть ответственность вне интернета, она должна быть и в интернете. Чем отличается поведение в интернете, от того, что за границами интернета? ... Ничего здесь особенного я не вижу", – заявил он.
11 января 2019 года стало известно, что Минкомсвязь направила в правительство отрицательный отзыв на законопроект. Замглавы ведомства Алексей Волин отметил, что прописанные в нем нормы можно трактовать чересчур широко, а это создает угрозу нарушения права граждан на свободу слова. Он также напомнил, что ограничения на публичное использование непристойной лексики уже закреплены в законодательстве. "Одна из задач государственных органов - спокойно выслушивать критику своей работы, - заявил Волин. - Не сахарные".