Совет Федерации, несмотря на критику отдельных сенаторов, одобрил законопроекты о фейковых сообщениях и неприличном поведении в сети.
13 марта 2019 года Совет Федерации большинством голосов одобрил законопроекты о распространении недостоверной информации и неприличном поведении в интернете, внесенные в парламент депутатом от "Единой России" Дмитрием Вяткиным и сенаторами Александром Клишасом и Людмилой Боковой. Они были приняты в первом чтении в январе 2019 года, 6 марта прошло второе чтение, а 7 марта – третье.
Во время обсуждения законов о недостоверной информации представлявший их сенатор Клишас упомянул заключение Совета по правам человека (СПЧ), но сказал, что ему "неудобно" комментировать его подробно, поскольку оно имеет не юридический, а политологический и философский характер, и пообещал направить в СПЧ аргументированный ответ. Однако, отвечая на вопросы, он ответил на претензию о противоречии между формулировками о "недостоверной" и "заведомо недостоверной" информации. "Если это фейк, то этот фейк должен быть либо удален, либо заблокирован. И это просто, и никто не должен анализировать, заведомо или не заведомо. Наша задача – предотвратить негативные последствия от распространения фейков. Когда мы с вами вносим изменения в административный кодекс, ... мы обязаны указать субъективную сторону – только заведомое размещение, и это будет предметом доказывания. Это достаточно простая юридическая ситуация, которая требует понимания того, как конструируется диспозиция нормы", – сказал он. Клишас также заявил, что не наблюдает противоречия закона ст. 29 Конституции, так как у граждан есть право на получение достоверной информации, а недостоверная им вредит. Отвечая на вопрос Людмилы Нарусовой, выступившей против законов и упомянувшей, что ст. 10 Европейской конвенции по правам человека "не допускает ограничения права на свободу выражения мнения исключительно по мотиву недостоверности распространяемой информации", Клишас сказал, что Конвенция не гарантирует распространение "недостоверной информации под видом достоверной".
Говоря о законах о неуважении к власти, Клишас, как и в первом случае, сослался на европейскую практику и снова назвал заключение СПЧ не заслуживающим серьезного обсуждения. Отвечая на вопрос сенатора Сергея Калашникова об определении понятий "неприличная форма" и "общественная нравственность", Клишас заявил, что это оценочные категории, а употребление оценочных общеупотребимых категорий допустимо, согласно решениям Конституционного суда России и постановлениям пленума Верховного суда. Сенатор Светлана Горячева также раскритиковала неясность этих формулировок и строгость наказаний, на что Клишас ответил, что тоже считает штрафы очень высокими, но такую оценку опасности правонарушений дала Госдума.
Напомним, согласно тексту закона о распространении недостоверной информации, в перечень информации, подлежащей внесудебной блокировке по ст. 15.3 закона "Об информации", процедура которой прописана в "законе Лугового", должна быть добавлена и "недостоверная общественно значимая информация, распространяемая под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи".
Особая процедура блокировки будет установлена для зарегистрированных сетевых СМИ: Роскомнадзор посылает редакции уведомления, после чего редакция должна незамедлительно удалить "недостоверную информацию", в противном случае Роскомнадзор направляет провайдерам требование о незамедлительной блокировке соответствующей страницы. Блокировки не будут касаться страниц новостных агрегаторов.
Ст. 13.15 КоАП о злоупотреблении свободой массовой информации дополняется тремя новыми частями.
- За распространение в СМИ и интернете заведомо (в поправках к ст. 15.3 закона "Об информации" это слово отсутствует) недостоверной информации под видом достоверных сообщений, создавшее перечисленные угрозы, следует наказание по новой ч. 9 ст. 13.15 КоАП физических лиц – штрафами от 30 до 100 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; должностных лиц – от 60 до 200 тыс. рублей; юридических лиц – от 200 до 500 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.
- Ч. 10 ст. 13.15 должна покрывать случаи, когда правонарушение совершено повторно, либо если распространение этой информации создало помехи функционированию объектов инфраструктуры, связи, объектов энергетики и промышленности или банков (но действия распространителя не содержат уголовно наказуемого деяния), она предусматривает штрафы в размере 100–300 тыс. рублей с конфискацией предмета правонарушения или без нее для граждан, 300–600 тыс. для должностных лиц, 500 тыс. – 1 млн рублей для юрлиц (с конфискацией предмета правонарушения или без).
- Ч. 11 касается случаев, когда распространение такой информации повлекло смерть человека или вред здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка или общественной безопасности, прекращение функционирования перечисленных выше объектов инфраструктуры и т .п. (если действия распространителя не содержат уголовно наказуемого деяния), либо повторно совершено правонарушение по ч. 10 ст. 13.15 КоАП. Штраф по ч. 11 должен составить от 300 до 400 тыс. рублей (с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой) для граждан, 300–900 тыс. рублей – для должностных лиц, 1–1,5 млн рублей с конфискацией предмета правонарушения или без нее для юридических лиц.
При этом срок привлечения к административной ответственности по ст. 13.15
КоАП увеличен с трех месяцев до года.
Пакет законов о блокировке информации, выражающей неуважение к обществу, государству, его символам и госорганам предполагает особую процедуру удаления и блокировки подобных материалов. Для этого в закон "Об информации" планируется внести особую ст. 15.1-1. В случае обнаружения в сети "информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству", официальным государственным символам, Конституции РФ или органам государственной власти, Генпрокуратура будет обращаться в Роскомнадзор, который будет направлять требование об удалении информации хостинг-провайдеру, а тот должен будет переслать его владельцу сайта. Если владелец в течение суток не удалит информацию, заблокировать страницу должен будет сам хостер, а если и он этого не сделает, Роскомнадзор должен будет инициировать блокировку сайта.
В ст. 20.1 КоАП о мелком хулиганстве вводится ч. 3, налагающая за распространение «неприличной» информации на граждан штраф в размере 30–100 тыс. рублей. Повторное совершение такого правонарушения по ч. 4 повлечет уже штраф от 100 до 200 тыс. рублей или арест на срок до 15 суток. Если гражданин подвергался наказанию за такое правонарушение более двух раз, по ч. 5 он будет наказан штрафом в размере от 200 до 300 тыс. рублей или арестован на срок до 15 суток.
Правом составлять протоколы по новым частям как ст. 13.15, так и ст. 20.1 КоАП будет наделена полиция, однако в течение суток о возбуждении дел должна будет ставиться в известность прокуратура. Оговаривается, что по закону о "недостоверной информации" нельзя будет привлечь к ответственности за публикации, сделанные до его вступления в силу.
Мы полагаем, что законы оперируют неясными понятиями, вводят избыточные нормы и предполагают необоснованное вмешательство в право российских граждан на свободу выражения мнения, явно направленное на подавление критики деятельности властей. Поправки, утвержденные во втором чтении, в целом лишь ужесточили запланированные меры. Обращает на себя внимание и строгость санкций: для физических лиц размеры штрафов резко превышают предусмотренные "антиэкстремистскими" статьями 20.3 КоАП о демонстрировании запрещенной символики и 20.29 КоАП о распространении запрещенных материалов.